ТОЛЬКО МУЗЫКА
Нурил подбросил веток в костёр, и пламя отзывчиво засверкало весёлыми искорками, рассыпаясь в голове облаком серебряного звона, наподобие поблескивающего ёлочного серпантина. Но вот всё утихло, огонь горел ярким, спокойным пламенем на ровной ноте, словно о чём-то задумавшись. Лагерь спал. Смена должна была завершиться через полтора часа. Только Нурилу спать совсем не хотелось, ночь заливалась во всю мощь своего мягкого, грудного контральто, исполняя изумительный вокализ. Звёзды, аккомпанируя ей, перекликались многоголосым хором.
Мальчик помнил себя с трёх лет, и все воспоминания сопровождались у него звуковыми ассоциациями. Каждый из членов семьи: отец, мать, брат — воспринимались звучанием своих характерных тонов, и Нурил заранее определял их появление. Впоследствие, то же самое было и с друзьями. Каждый предмет или человек обладал только ему присущим звуком, и мальчик их без труда различал. Весь окружающий мир состоял из мелодий. Нурил был настолько уверен в том, что способность различать людей и предметы по характерному звучанию каждого имеется у всех людей, что не считал нужным делиться этим известием ни с друзьями, ни с родителями. В четыре года его отдали учиться игре на флейте. Но учителя были недовольны рассеянным учеником, который постоянно исполнял не заданные песни, а ту музыку, которую считал нужным играть. С уходом седьмого учителя отчаявшиеся родители решили, что музыкантом их сыну не суждено стать. Но мальчик не пожелал расставаться с флейтой и брал её всюду с собой. Мама даже пришивала ему к одежде специальный, узкий и длинный карман, в которой он клал свой любимый инструмент. Она, шутя, называла флейту «куклой» сына. Вот и сейчас он разглядывал «куклу», с благоговением поглаживая её.
Каникулы начались с похода в Доральские горы. Нурил, его товарищи и два инструктора шли цепочкой уже в течение двенадцати дней в сторону водопада Сульрен. Туда, где река Рилэна, не находя дальнейшего пути, бросалась вниз с обрыва, с яростью извергая мощные потоки воды в ждавшее её внизу озеро Нилье. По ночам становились лагерем, ужинали, пели песни у костра. Затем расходились по палаткам, оставляя сменяющихся часовых. А вчера Нурил, заприметив неподалеку речку, записался на ночное дежурство и решил искупаться в ней после смены.
Задумавшись, мальчик не заметил, как пролетело время. Его пришёл сменить Лонер. Нурил сообщил товарищу о своём намерении прогуляться вокруг и пошёл в намеченном направлении. Лес встречал его целой симфонией звуков, и он порывался наиграть их. Но не желая будить остальных, только повторял про себя услышанные мелодии. Речка оказалась мелким ручейком, в котором купаться при всём желании было невозможно. Мальчик перешёл воду вброд и углубился в лес. Чем дальше он продвигался, тем разнообразнее становилась мелодия вокруг него. Решив, что от лагеря его отделяет достаточное расстояние, Нурил достал флейту и заиграл. Это был изумительный дуэт с природой. Он длился до рассвета. Но пора было возвращаться. Обратный путь мальчик отыскивал по мелодии леса, которая вливалась в него, словно живая вода. Постепенно какой-то странный аккорд начал вплетаться в неё. Нутром чувствуя диссонанс, Нурил оглядывался вокруг, ища, что бы могло так изменить музыкальный узор. Хотя ничего подозрительного не было видно, аккорд всё чаще вмешивался в гармоничную поэму звуков. Наконец он стал звучать непрерывно. Через несколько секунд нога поскользнулась, и мальчик провалился вниз. Летел он недолго, яма была неглубокой, всего несколько метров. Сразу вспомнив, как их учили падать, сжался в комок, обхватив флейту, и старался приземлиться на согнутые ноги. Приземление было безвредным, но от испуга и неожиданности у Нурила захватило дыхание. Когда успокоился, первым делом проверил флейту. Она не пострадала. И тут он увидел рядом с собой волка, который «с интересом и тоской в глазах» наблюдал за товарищем по несчастью.
— Замереть, не двигаться, — подумал Нурил, но сразу вспомнил, что волк уже видел его падающим и осматривающимся. Поэтому притворяться не имело смысла. К тому же зверь не казался голодным.
— Это ловушка, — мелькнула мысль. — Скоро придут люди и освободят его. Но как быть с волком, который, возможно, проголодается ещё до того и с удовольствием отведает его юного мяса.
Оставалось надеяться, что охотники придут до этого печального момента. Кроме того товарищи, быть может, найдут его. Надо играть, чтобы его услышали. Мальчик взял флейту, стараясь не делать резких движений, чтобы не испугать зверя. Заиграл, сначала тихо, осторожно. Волк подошёл к нему и лизнул в щёку. Интуитивно чувствуя, что зверю нравится игра, мальчик обнял волка. Затем снова начал играть, пробуя разные тональности. Вдруг сверху с грохотом упал камень.
— Этого ещё не хватало, — подумал Нурил, — но продолжал играть. — Кто-то задумал недоброе.
Через некоторое время ещё один камень скатился в яму. И ещё... Странная мысль пришла в голову мальчика. Камень скатывался только при звуке определённого тона. Нурил ещё раз попробовал взять тот же тон, и ещё один камень скатился к его ногам.
— Лестница, — подумал Нурил, — но хватит ли окрестных камней, чтобы взобраться вверх, и сможет ли волк подняться по ней?.. Камни достаточно большие, чтобы не осыпаться при подъёме? Надо попробовать.
Он продолжал играть, и булыжники скатывались один за другим. Мальчик остановил игру и начал сооружать лестницу. Оставалось ещё чуть больше двух метров. Нурил приложил флейту к губам, но тут послышались знакомые голоса. Ребята из его отряда, услышав мелодию, нашли его. Нурил выбрался наружу с помощью спасателей.
Когда солнце стояло высоко в небе, отряд был уже на пути к водопаду. Они шли цепочкой, и Нурил играл им новые мелодии, которые услышал в лесу. Рядом с ним шёл волк.